Фрикционные соединения на высокопрочных болтах

Высокопрочные болты используются  для возведения   сооружений, стальных  автомобильных и железнодорожных мостов. Замена таких соединений вместо сварных при монтаже промышленных зданий и других повышает их надежность на весь срок эксплуатации. Подобные соединения получили широчайшее распространение в мостостроении, которые выгодно отличаются от сварных целым рядом преимуществ: возможностью разборки, использованием при критически низких температурах, легкость при сборке.

Соединения, в которых работа направлена на сопротивление сил трения, поэтому  называются фрикционными или сдвигоустойчивыми соединения.

Для того, чтобы изготовить крепеж необходимо осуществить подготовку контактирующих  поверхностей. Поверхности  обезжиривают специальными растворами, затем  проводят очистку, затем  для соединений  применяют эпоксидный клей.

Натяжение болта при сборке должно быть максимально большим, что обеспечивает усиление стали, из которой они изготовляются. При чем, трудоемкость сборки соединений снижена почти в три раза и имеют высокую несущую способность. Однако, следует отметить, подобные соединения является высоко затратными и  более  трудоемкими, чем обычные болты. Эти факторы снижают масштабы применения фрикционных соединений.

Использование  подобных болтов рекомендуется в условиях, при которых  высокая надежность при специфических  нагрузок. Таким образом, в современном строительстве существует поиск новых технологических решений выполнения  соединений. Несмотря на широкое применение фрикционных соединений,  научные исследования показали работу болта на смятие, когда болт  работает на срез  по контактам в отверстиях. Во многих  инженерных  расчётах принимают систему в предельном положении, непосредственно перед разрушением при утрачивании силы трения по контактным поверхностям. Инженерные задачи могут быть решены только при расчете  распределения усилий внутри самих болтовых систем. К таким задачам  относятся сложные пространственные соединения, состоящие из нескольких элементов, в комплекте фасонками и накладками контактными поверхностями.

Массовое применение  в строительстве  металлических конструкций нуждается  проведения научных исследованиях по увеличение эффективности  соединений, разработке проектировании выбора соединений, снижение их стоимости, исследование  предельного состояния комбинированных соединений на сварке и высокопрочных болтах.

Процесс сборке  соединений должен контролироваться и выполняться строго по технологии. Правила выполнения фрикционного соединения заключаются в соблюдении следующих технических требований:

-  поверхности деталей  должны быть очищенными;

- устанавливают болты с шайбами, проводят затягивание их гайками примерно на 50-90 % от полного усилия;

- проверяют плотность соединения;

 - проводят  расчетное усилие до полной затяжки .

Контроль  за качеством исполнения сборки осуществляется на всех этапах, результаты всех  проверок вносятся в специальный журнал.

Согласно требований СТП 006-97  для выполнения  монтажа фрикционных соединений служат рабочие чертежи КМ, КМД, ППР, Технологические карты должны разрабатываться специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии.

Любые отступления от утвержденной проектной документации возможны по согласованию с заказчиком и  внесением соответствующих изменений в проектную документацию в  чертежи КМ, КМД и ППР.

Выполнению монтажных работ должны осуществлять специалисты, имеющие специальное образование и практический опыт практической деятельности по монтажу металлоконструкций. На всех стадиях технологического процесса технические службы строительной организации должны организовать службу контроля качества выполнения  соединений.

28.11.2019 
Просмотров: 18